Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с
- в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания на компьютере;
- все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
- исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
− формирование банка заданий;
− формирование проектов тренировочных работ;
− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
− проверку развернутых ответов экспертами;
− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.